17 мая в России отмечается Международный день детского телефона доверия, который призван привлечь внимание общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации.
Весна и начало лета – самое трудное для детей и подростков время. Они находятся в состоянии стресса из-за контрольных и экзаменов, весной обостряется восприимчивость, возникает больше конфликтов в школе и дома. Весна – тяжелое время для детей и родителей, горячая пора для психологов на телефоне доверия.
Специалисты Центра психологической помощи провели мониторинг школьников. Опрос показал, что 25% детей младшего подросткового возраста (10-12 лет) считают, что в их жизни проблемы отсутствуют. Остальные дети этой возрастной группы в качестве своих главных проблем назвали трудности в отношениях со сверстниками, на втором месте – проблемы связанные с учебой в школе.
Среди детей 13-17 лет уже не оказалось ни одного «беспроблемного» ребенка. Согласно данным опроса подростков беспокоит неуверенность в себе, недовольство своим характером, внешностью, непонимание со стороны окружающих. Старшие подростки и юношество жалуются на одиночество и страх неуспешности в будущем. Основная задача психолога телефона доверия заключается в том, чтобы поддержать ребенка в подростковом возрасте, помочь ему в решении сложных проблем.
Иногда телефон доверия – последняя ниточка, удерживающая ребенка от необдуманного шага. Ситуации, когда подросток звонит, стоя на крыше, бывают в 2% случаев. Психологи обладают достаточной квалификацией, чтобы помочь и в такой острой, кризисной ситуации. Но гораздо лучше помогать вовремя, когда проблема еще не успела стать настолько острой.
Задача психолога – не обличить общественные язвы, а поддержать звонящего, помочь ему справиться со страхом и тревогой, найти в себе силы, ресурсы для решения проблемы или разговора с родителями и учителями.
Принципы телефона доверия: доступность, бесплатность, анонимность. Позвонить на единый номер можно из любой точки Российской Федерации и с любого телефона – городского или мобильного. Звонящий не обязан представляться, называть свое имя, психолог не знает номера и местонахождения своего собеседника. Звонок для всех бесплатный.
Психолог-консультант вправе с согласия абонента передать информацию в организации, оказывающие психолого-медико-социальную помощь для того чтобы звонящему помогали не дистанционно, а очно. Но это возможно только с согласия абонента. Если его согласия нет, консультации продолжаются по телефону. Для психолога – самое главное, чтобы абонент продолжал общение, для позвонившего существует возможность общаться с одним и тем же специалистом, именно к этому и стремятся сотрудники телефона доверия.
СПРАВКА:
Телефон доверия был организован Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122. В настоящее время к нему подключено более 230 организаций во всех субъектах Российской Федерации.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выкупил номер телефона доверия и проводит обучение специалистов для повышения квалификации. Запущена рекламная кампания по продвижению телефона доверия среди детей, подростков и их родителей.
Детский телефон доверия начал свою работу в сентябре 2010 года. По данным на 1 апреля 2017 года, поступило более 10, 8 млн звонков.
Первый телефон доверия в России был открыт в 80-х годах ХХ века на базе социологического центра. В последние десятилетия формат оказания дистанционной психологической помощи в России активно развивается. На территории РФ работает более 300 телефонов доверия, 238 из которых включены в единую систему всероссийского детского телефона доверия.
Логопед Е.В. Смирнова